Моё здоровье - моё право!

  • 01.04.2024

Моё здоровье - моё право!

7 апреля 1948 года вступил в силу устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата считается «днем рождения» ВОЗ и ежегодно ее отмечают как Всемирный день здоровья.

Девиз Всемирного дня здоровья 7 апреля 2024 года - «Моё здоровье - моё право!» напоминает о том, что право на здоровье — одно из базовых прав человека, от реализации которого зависят все остальные наши права.

Право на жизнь и здоровье имеют все люди, независимо от расы, национальности, пола или возраста. Оно принадлежит нам от рождения, и включает в себя как право на полное физическое и психическое благополучие, так и право на достойную и доступную медицинскую помощь. Это право закреплено как во Всеобщей декларации прав человека, так и в уставе ВОЗ.

Все члены организации подписали международное соглашение, гарантирующее гражданам доступ к самому качественному медицинскому обслуживанию.

Чтобы обеспечить выполнение принятых обязательств, страны должны рассматривать свои системы здравоохранения с точки зрения обеспечения неотъемлемых прав своих граждан. В первую очередь здравоохранение — это инвестиции в будущее государства и его населения. Здоровые и благополучные граждане лучше смогут реализовать себя и в перспективе возместят любые расходы. Не только в финансовом смысле: здоровые и активные люди смогут оказывать услуги, производить блага и создавать духовные ценности.


И хотя право на здоровье, разумеется, ассоциируется в первую очередь с развитым здравоохранением, это понятие намного шире. В него входит обширный перечень факторов, помогающих каждому из нас вести здоровый образ жизни. ООН называет эти факторы «Основные детерминанты здоровья». Этот список включает следующие права:

Доступ к чистой воде для питья и гигиены

Доступность безопасной пищи

Достаточное питание и комфортное жилье

Безопасные условия труда и окружающей среды

Образование и информирование в области здоровья

Гендерное равенство

В реализации любого из прав человека есть общие принципы, касаются они и права на здоровье.

Первый из них — равноправие. Любой житель Земли должен иметь возможность вести здоровую жизнь, невзирая на национальность, пол или возраст.

Второй — участие. Здравоохранение должно работать в интересах людей, как пациентов, так и медицинских работников. Все решения должны приниматься исходя из реальных потребностей населения, а любые конфликты разрешаться, учитывая нужды всех сторон.

Третий принцип — прозрачность. Статистическая информация, финансовая отчетность, планы развития — любая необходимая информация должна быть доступна всем желающим.

Кроме того, право на здоровье включает в себя 4 важных и взаимосвязанных элемента:

Охват. Население должно быть обеспечено тем количеством медицинских учреждений, товаров и услуг, которое ему требуется. Вся необходимая профилактика и медицинская помощь должны быть равно доступны в любом месте, в любое время, и любому человеку.

Доступность. Медицинская помощь должна быть доступна всем, независимо от возраста, пола или достатка. Здесь тоже выделяют четыре компонента доступности: отсутствие любой дискриминации, физическая доступность, финансовая доступность и информационная доступность. Иными словами, всем и каждому помощь должна оказываться в равной степени, с равным уважением к человеческому достоинству. Клиники и инфраструктура вокруг должны быть удобны для людей с различными особенностями физического и психического развития. Медицинская помощь должна быть доступна всем слоям населения независимо от уровня доходов. И, наконец, все население должно быть осведомлено о той помощи, которую они могут получить, об адресе ближайшей клиники, и иметь возможность в любой момент вызвать скорую помощь или получить экстренную консультацию.

Приемлемость. Медицинская помощь должна оказываться максимально корректно, с соблюдением стандартов медицинской этики, с уважением принятых в обществе норм, к особенностям пола и возраста пациента. Неукоснительно должны соблюдаться врачебная тайна и принцип информированного согласия: пациент должен быть проинформирован о состоянии своего здоровья и добровольно согласиться на медицинское вмешательство.

Качество. Медицина должна быть в первую очередь безопасной Помощь должна быть эффективной и оказываться с помощью средств и методов с клинически доказанной эффективностью. Также и человеко-ориентированной: врач должен учитывать индивидуальные особенности пациента и назначать наиболее подходящее лечение. Разумеется, помощь должна быть своевременной: в медицине промедление может иметь самые трагические последствия. Охрана здоровья также должна быть справедливой и одинаково качественно предоставляться представителям всех социальных групп,. Система здравоохранения должна предлагать интегрированную помощь: на всех этапах профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. И, наконец, помощь должна быть целесообразной, не наносить неоправданного вреда организму пациента и лишний раз не загрязнять окружающую среду. Кроме того, критерий качества охватывает все аспекты здоровой жизни, включая детерминанты здоровья, и не только медицинская помощь, но и вода, пища, условия жилья и работы должны отвечать этим критериям.

Не следует забывать и о том, соблюдение прав человека — обязанность не только государственных органов. Во всем мире растет понимание, что такую же ответственность должны нести также коммерческие организации и общественные объединения. К примеру, для поддержания права на здоровье в 66 странах мира (четверть всего населения планеты), включая и Россию, запрещена реклама табачной продукции.

В одних странах медицина очень дорога и не доступна населению с невысоким доходом, в других же недостаток финансирования не позволяет обеспечить должное ее качество.


ВОЗ видит решение этой проблемы в развитии сети первичной медицинской помощи. Статистика показывает, что это самый эффективный и недорогой путь.

Эффективная первичная медико-санитарная помощь(ПМСП) играет ведущую роль в предотвращении хронических заболеваний и снижении смертности. Исследование, проведенное в 18 развитых странах, показало, что чем сильнее система здравоохранения ориентирована на ПМСП, тем ниже показатели смертности и ориентация системы здравоохранения какой-либо страны на ПМСП позволяет добиться более низкой себестоимости лечения, большей удовлетворенности населения медицинским обслуживанием, более высоких показателей эффективности медицинской помощи и более низкого объема потребления лекарственных средств. Сильная ПМСП может обеспечить экономию для систем здравоохранения за счет предотвращения дорогостоящей госпитализации путем более эффективного ведения и профилактики заболеваний.

Во время пандемии коронавирусной инфекции именно на первичную медицинскую помощь легла основная нагрузка по спасению людей. Те, у кого была выстроена система первичной помощи, быстрее справились с огромным наплывом заболевших и показатели смертности у них были намного ниже. Стресс пандемии COVID-19 ускорил внедрение инноваций в ПМСП и привел к общесистемному цифровому переходу систем здравоохранения: электронные медицинские карты (ЭМК) помогли улучшить клинические процессы при оказании ПМСП и стационарной помощи. Телеконсультации показали эффективность в улучшении доступа к медицинской помощи, особенно для населения отдаленных районов . Пандемия привнесла в сферу здравоохранения новые инструменты и ее уроком стало то, что для эффективной борьбы с будущими эпидемическими и другими чрезвычайными ситуациями, необходимо совершенствование организации оказания ПМСП. Сегодня это является стратегически важной задачей и должно лечь в основу формирования региональных программ развития здравоохранения.

Человечеству предстоит пережить еще множество кризисов и испытаний, но наши усилия не пропадают даром. Пусть и не такими темпами, как бы нам этого хотелось, но всеобщий охват услугами здравоохранения приближается. Однажды наступит тот день, когда каждый житель планеты сможет с полной уверенностью заявить: это Моё здоровье — моё право.

С учетом тематики Всемирного дня здоровья в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР» в период с 4 по 12 апреля  будет организована «горячая линия», нацеленная  на  просвещение и оказание консультативной помощи по вопросам здорового образа жизни жителям республики по телефонам «горячих линий»:  8 866 2 742209, 8 928 7035396  с 9 до 16 часов .


Возврат к списку




Сайт разработан компанией "ВЕРШИНА"